Богатство выбора всегда пораждает множество сомнений. Выбор зимней резины не исключение. И здесь, прежде чем окунуться в мир брендов и типоразмеров, необходимо решить принципиальный вопрос: брать зимнюю шипованную или зимнюю нешипованную резину? Сколько уже сломано копий вокруг этой темы — не передать, и устраивать очередной холивар нет смысла. Поэтому просто соберем воедино все плюсы и минусы, а также вероятные события, в которых эти плюсы и минусы могут проявляться. Очень надеюсь,что это поможет сделать каждому водителю свой собственный осознанный выбор.
Шипованная резина за счет шипа хорошо цепляется за лед. Однако, и нешипованная резина за счет жестких краев на шашках протектора и ламелей не пассует на льду. Конечно, на нешиповке нужно аккуратнее работать газом и тормозом, скорость выполнения маневров снижается, эффективность торможения юзом значительно ниже. Однако, участки чистого льда на дорогах общего пользования встречаются не так уж и часто. Они образовываются, в основном, на открытых, обдуваемых ветрами местах, например на вершинах мостов,на участках трасс, вдоль которых нет защитной лесополосы. Также, вероятными местами образования наледи являются отрезки дороги, где скапливается вода: участки в конце спусков и начале подъемов, колеи в асфальте, внешние радиусы долгих пологих поворотов. Если взять соотношение числа таких вот вероятных ледовых участков к числу остальных, редко покрытых льдом, то соотношение будет далеко не в пользу льда.
К тому же, гораздо чаще ледовые участки покрыты слоем снега или же при интенсивном траффике лед превращается сначала в снежно-ледовую кашу, а потом и вовсе разносится по сторонам, оставляя накатанные до асфальта колеи. И здесь уже на первый план выходит возможность протектора отводить снежную кашу из под пятна контакта. Ведь для того,чтобы шип эффективно сработал, он должен плотно прилегать к поверхности. При недостаточном зацеплении колесо просто «сорвет» шип и эффективность будет около 0. Возможность отвести снег из-под колеса зависит не только от производителя шины и строения самих канавок протектора, но и от соотношения массы автомобиля и ширины шины. Чем меньше автомобиль весит, тем уже должна быть шина, чтобы удельное давление на поверхность было большим. Поэтому, не стоит возлагать слишком уж много надежд на шипы при езде по дорогам общего пользования, лучше подстраховаться и сбросить скорость на опасном участке. При этом, разница между шипованной и нешипованной резиной практически стирается.
Нешипованная резина лучше ведет себя на асфальте, особенно мокром. Все прекрасно понимают, что сцепление резины с асфальтом надежнее, чем резины с асфальтом через прослойку металла. Но присмотритесь к асфальту или даже проведите рукой. Разве он такой же гладкий, как лед? На нем полно шероховатостей, небольших выбоинок. Хоть на вид шероховатости и не такие болшие, их во многом хватает,чтобы «спрятать» шип и позволить резине «достать до асфальта». Этому же способствует жесткость асфальта и относительная мягкость резины- под давлением шип немного смещается вглубь колеса. Не «убирается совсем», как обещают в рекламе, а именно немного смещается. Однако, это все работает в положительную сторону при образовании пятна контакта. Поэтому на асфальте, даже слегка влажном, шипованная шина отстает от нешиповки не так уж и сильно. Однако, чем более мокрая дорога, тем сильнее становится заметна разница между шиповкой и нешиповкой в пользу последней, особенно при резких замедлениях или резких маневрах. И эта разниц увеличивается прямопропорционально количеству воды на дороге. У шипованной резины тормозной путь, пролегающий по лужам, будет больше тормозного пути нешиповки в тех же условиях. А уж торможение юзом шиповка на асфальте неприемлет также, как и нешиповка на льду.
Шипованная резина более шумная. Все мы слышали хруст и скрежет, издаваемый шипами по асфальту. Но не стоит обольщаться на счет нешиповки. Эта резина издает низкочастотный гул, который далеко не всегда гасится в недрах звукоизоляции. А на снегу шипы перестают «цокать» и по уровню шума шиповка вплотную приближается к нешиповке. К сожалению, перед покупкой шин на них не получится прокатиться, поэтому не пренебрегайте возможностью проехаться с переобутым на зиму другом, чтобы оценить аккустический комфорт. И это не такая уж и мелочь — неприятный шум отвлекает, повышает усталость, увеличивает раздражение, а значит, снижает безопасность.
Шипованная резина более требовательна в плане хранения и обслуживания. Здесь сложно возразить: уже сама по себе более сложная конструкция шины с шипом накладывает свои ограничения. Ее рекомендуется использовать только на той стороне машины, на которую поставили «с рождения», иначе шип, притертый под одним углом, будет менять свой угол, что негативно скажется на его посадочном гнезде. А значит, вероятность выпадения шипа возрастает. Вообще, выпадение шипов — это реальная проблема. Ведь шипованная резина, потерявшая свои шипы, не становится автоматически хорошей нешиповкой. Она остается зимней резиной, не дубеющей, способной отвести снег из-под пятна контакта, но в сложных условиях, где нешипованное колесо будет еще держать дорогу, «лысая» шиповка будет пасовать. Поэтому владельцы нешипованной резины должны следить за ее общим состоянием и за глубиной протектора, а владельцы шипованных экземпляров ко всему этому еще и за количеством шипов и равномерностью их выпадения. Когда шипы с одной стороны выпали, а с другой их осталось немало, то это уже реальная угроза безопасности.
Что же лучше: шиповка или нешиповка? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Каждый должен сам для себя ответить на него исходя из своего стиля вождения, частоты и «ареола обитания». Для кого-то тишина и комфорт будут более важным фактором, а кто-то и зимой не может отказать себе в удовольствии пройти поворот «на грани». Поэтому самая лучшая зимняя резина — это трезвая голова водителя, которая здраво оценивает дорожные условия, возможности автомобиля и собственные возможности. Тогда движение на любых шинах будет безопасным.
Прошу всех соклубников высказать свое мнение по этому поводу, так сказать проголосовать за и против